Skip to content

Возвращение в «Цитадели»

Август 24, 2012

Когда я несколько лет тому назад увлекся настолками, то со всех сторон не раз услышал про «Цитадели». Честно говоря, не знаю, почему в русскоязычном комьюнити настольщиков к этой игре был в свое время такой интерес (и не знаю, совпал ли он — хотя бы приблизительно — с волной интереса к «Цитаделям» на Западе). Да, она очень приятно оформлена, у нее простые правила и играть может аж семь человек. И она была локализирована — что тоже важно. Но все равно, сейчас уже кажется, что статус был явно завышен.

Волна хайпа, кружившаяся тогда вокруг «Цитаделей», захлестнула и меня. И «Цитадели» стала первой игрой, которую я целенаправленно хотел получить в коллекию — штука была в том, что локализированный вариант на тот момент раскупили, и я на низком старте ждал допечатки.

После покупки играл в нее втроем, вдвоем и даже раскладывал соло-варинт за завтраком — нравилось, хотя игра была явно сделана для большего числа участников, чем трое, но по разным причинам собрать большую компанию, чтобы убедиться в этом на практике, у меня не получалось.

Клуб? Как я уже тут замечал, в клубе я предпочту сыграть во что-то более серьезное и гиковское.

В общем, побаловался я с новинкой, да и забыл ее надолго — неудивительно, потому что в коллекции стали появляться игры, куда более подходящие для двоих-троих человек (обычное число одномоментно доступных настольщиков в моем тихом семейном кругу).

Но вот недавно «Цитадели» подарили коллеге по работе на день рожденья. Так я неожиданно стал играть в нее снова.

Если кто не знает, в основе механики «Цитаделей» лежит драфт ролей. В начале каждого игрового раунда игрок, которому принадлежит королевская корона, берет набор из восьми (иногда девяти) карт, тасует, сбрасывает — не глядя — одну карту в сторону, потом выбирает себе карту по желанию и вручает остаток соседу. Тот тоже делает выбор и передает колоду дальше… Все это продолжается, пока каждый игрок не выберет себе роль (в случае, если играющих мало выбирают по две роли).

Каждая карточка роли пронумерована и у каждой свой эффект. Допустим, волшебник может меняться картами с другим игроком, купец на своем ходу получает дополнительные золотые, архитектор может строить в ход до трех кварталов (об этом ниже). И так далее.

Роли всегда отыгрывают в определенном нумерацией порядке.

Номер один! — объявляет игрок с короной, и тот, у кого на руках карта роли с номером один, вскрывается и ходит. Затем ходит номер два, потом три и т.д., пока не вскроются все игроки. На этом раунд заканчивается, карты ролей сдаются обратно, и начинается новая раздача, новый раунд.

В ход можно:
— либо взять 2 золотых из банка, либо потянуть из колоды две карты кварталов, посмотреть их, оставить себе одну, а вторую сбросить.
— можно построить один квартал, заплатив в банк его стоимость.
— можно применить свойство своей роли, причем это разрешено делать в любой момент — как в начале хода, так и в конце. Например, король получает корону (в следующем раунде он будет первым выбирать роль), но кроме того, он получает +1 золотой за каждый построенный желтый квартал (карты кварталов помечены цветом). Допустим, перед вам два желтых квартала — то есть, +2 золотых. Но можно в течении своего хода выложить (построить) еще одну желтую карту и активировать свойство роли после этого — тогда доход уже будет в 3 золотых.

Кварталы — это, собственно, те карты, из которых состоит главная колода. Все они поделены по цветам и стоимости. Цель игры — построить восемь (семь в укороченной версии) кварталов. Как только кому-то из участников это удалось текущий раунд доигрывается до конца, а потом считаются очки. Каждое здание приносит столько баллов, сколько монет стоило. Если удалось построить кварталы всех цветов, получаете +3 очка, если первым завершили игру, то +4 очка. Если вывернулись на последнем ходу и довели число своих кварталов до победного — то есть, кто-то раньше вас выложил 8 карт, но на последнем ходу вы тоже достроились до 8-ми карт — то это +3 дополнительных балла.

Вот такие правила. Объясняются за пять минут буквально, а все нюансы легко понимаются в первой же партии.

Теперь о впечатлениях.

Играть в «Цитадели» вдвоем-втроем довольно скучно. Одно из главных удовольствий здесь — это гадать кто какую роль себе выбрал. А когда игроков мало, то выбор противника очень очевиден. Плюс атакующие карты — скажем убийца (названный им персонаж пропускает ход) или военачальник (рушит здания) — очень уж мощные получаются.

Как я написал выше, мне когда-то «Цитадели» в маленькой компани понравились, но это наверное был эффект от получения наконец долгожданной и к тому же очень здорово оформленной игры.

Сейчас в офисе мы пробовали варианты на 5, 6 и 7 человек. Но и на этот счет у меня двоякие впечатления. С одной стороны, при таких раскладах «Цитадели» по-настоящему раскрываются. Начинают по полной работать роли, больше интриг и гаданий кто есть кто. С другой стороны — игра страшно затягивается и мне это совсем не нравится.

Показалось, что больше пяти человек за стол лучше не усаживать, иначе процесс выбора персонажей длится бесконечно долго. При этом ожидающие своей очереди откровенно скучают: смотрят в окно или тупо перебирают свои карты, идут за чаем, барабанят нетерпеливо по столу и так далее. У нас уже дошло до того, что народ в процессе распределения карт ролей достает свои смартфоны и начинает рубиться в какие-то тайм-киллеры — чтобы хоть как-то себя занять.

Когда играет пять человек, паузы ощутимые, но терпимые. А шесть-семь — катастрофа и скукотища. Ты больше времени тратишь на раздачу ролей, чем на саму игру, которая как раз проходит молниеностно.

Так что с определенного момента я (а меня невольно считают в коллективе главным «настольным» заводилой) стал устраивать массовые расстрелы нарочно ограничивать число играющих, иначе впечатления у всех портятся.

Второй момент — мы играем до семи кварталов. Опять таки, чтобы сэкономить время. Потому что сидеть за простой карточной игрой примерно час — совершенно не охота (за тот же час с небольшим хвостиком можно разложить что-то более интересное).

Но в остальном мне игра нравится. Не так чтобы очень, но разложить партейку я обычно не против. «Цитадели» легкая, интересная и неплохо сбалансированная — хотя, может, это у меня в офисе так все удачно играют. Обычно отрыва лидера по очкам не наблюдается, все финишируют достаточно плотно. И мы еще, кстати, пока не добрались до лиловых кварталов (у них особенные эффекты) и дополнительных карт ролей.

P.S. Пара фотографий игры взята с сайта магазина «Мир настольных игр», который напечатал локализированный украинский вариант «Цитаделей».

From → Обзоры

14 комментариев
  1. Как же я согласен по поводу даунтаймов и затянутоости такой простой игры. Вначале были очень хорошие впечатления, но теперь если играем, то играем долго, хочется уже, чтобы кто-то скорее построил последний район.

    • Чувство «Да постройте уже наконец кто-то последний район, чтобы это все закончилось» очень знакомо :)

  2. Отличная игра. Насколько я понимаю она была так популярна несколько лет назад, потому, что она была доступна по цене и являет из себя более-менее приличную настольную игру. Вот это сочетание и сделало ее такой популярной. Для меня идеальным составом является 6 человек. Если все игроки играют уже не в первый раз, и помнят о свойствах персонажей, то даунтайма нет вообще. Но однажды я был на игротеке, где решили сыграть то ли десять человек, то ли двенадцать. Короче, это была самая адская партия в настольную игру в моей жизни. Половина из этих людей видела игру впервые. Круг длился минут по 20. До сих пор меня передергивает, когда вспоминаю… :)

    • Вот да, про привлекательную цену я забыл написать — а она действительно хорошая. И за такие деньги получаешь красивую, интересную игру.

      У меня в первой партии в офисе несколько начальных раундов точно длились минут по 10 минимум, потому что все очень долго перебиралиь карты персонажей.

  3. А какие игры вы посоветуете для числа игроков 6+ ?

    • Честно говоря, я не большой знаток игр для больших компаний. Можно «Саботера» попробовать — я о нем писал здесь недавно.

      • Жаль. Я думал, за фразой «за тот же час с небольшим хвостиком можно разложить что-то более интересное» что-то стоит…

        • Я могу на меньшее число игроков что-то посоветовать. Актуально?

          • К сожалению, собираемся как правило тремя парами. Но с удовольствием послушаю ваш топ для меньшего числа игроков:)

          • Я вот на днях наконец-то попробовал «Бэнг!», понравилось, поэтому в первую очередь посоветую его. Он на 7 человек максимум.

  4. Alex permalink

    А на 3-4 игроков можете посоветовать?

  5. Недавно купил себе такую игруху. Всем советую!

Trackbacks & Pingbacks

  1. Возвращение в “Цитадели” | Мир настольных игр

Добавить комментарий

