Перейти к содержимому

Офисный Saboteur

8 августа, 2012

О «Саботере» я, конечно, слышал сто раз. Не уверен как на западном фронте, но среди русскоязычного комьюнити настольщиков — это один из наиболее известных филлеров. Его любят, хвалят, хотя при этом народ с «застольным стажем» относится к «Саботеру» с некоторой ленцой. Мол, наигрались. Нам бы чего-то свеженького, вроде Dungeon Raiders.

От покупки «Саботера» меня удерживал тот факт, что это филлер для большой компании. Втроем (минимальное число участников) в него играть совсем скучно. Вчетвером, в общем, тоже. Желательно — пять человек или больше. А чтобы набрать такую компанию мне надо было идти в клуб, где проводить время за филлерами — странно (с гиками лучше уж разложить что-то гиковское).

Но поскольку мой хитрый план подсаживания коллег по работе на легкие наркотики настолки начал работать, я решил таки купить «Саботера» в офис. Благо там критическая масса участников набирается без особых проблем.

Традиционно нелюбимое мной, но необходимое для полноценного обзора отступление про правила игры.

Суть «Саботера» вот в чем. Игроки — это гномы, копающие туннель к сокровищу. Причем, бывают гномы добропорядочные, честно роющие проход к золоту, а бывают саботеры, которые этому всячески мешают. Кто есть кто определяют карты ролей, в закрытую раздаваемые в начале раунда.

На своем ходу у игрока, грубо говоря, всего два выбора — сыграть карту или спасовать (сбросить карту, взять новую и передать ход). Карты можно поделить на два типа — карты пути (на них изображены кусочки туннеля) и карты действий.

Из карт пути, понятно, строится маршрут. Он начинается от стартовой локации с лесенкой и неуклонно движется в сторону трех карт сокровищ — они лежат на расстоянии семи карт от старта. С сокровищами есть нюанс — золото имеется только на одной карте. На двух других — обычные камни. Добрым и честным гномам для победы надо докопать до сияющих самородков. Саботеры побеждают, если это сделать не удалось (когда иссякают карты в колоде и на руках, раунд заканчивается). В конце раунда между победителями — все гномы или все саботеры — по несложным правилам распределяют карты сокровищ, которые тянутся из отдельной колоды. У кого по результатам трех раундов золота окажется больше — тот и выиграл.

Победить без своевременного использования карт действий трудно. Эти карты, в первую очередь, могут ломать инструменты — а именно, кирку, фонарь, вагонетку. Красную карточку со сломанным предметом на своем ходу разрешено подкинуть другому игроку — бедняга не сможет играть карты путей до того момента, как не починит сломанный причиндал (есть зеленые, «чинящие» карты опять таки с символами кирки, фонаря, вагонетки). «Лечить» игрока могут и соседи — играя на коллегу зеленую карту.

Примечательно, что на одного игрока можно кидать несколько карт поломок, главное, чтобы они были разные. То есть, можно подложить сломанную кирку и фонарь, но не две кирки. Понятно, что саботеры с помощью красных карт всячески гадят, а хорошие гномы теми же красными картами пытаются заблокировать саботеров.

Другие очень полезные карты — «Карта» и «Обвал». С помощью «Карты» можно посмотреть (не показывая другим игрокам) одну из карт сокровищ и получить Тайное Знание о том, где находится золото, а где его нет. «Обвал» же разрешает убрать с поля одну из карт путей. Так добропорядочные гномы рушат всякие подлые тупики и повороты в никуда, поставленные саботерами, ну а саботеры прерывают тянущийся от стартовой локации туннель (гномам для победы надо построить цельный маршрут, иначе золото получить не удастся).

Конечно, одна из фишек этой игры — гадание, кто есть кто. Каждый ход сопровождается довольно бурной реакцией всех участников.

Типа: «О, хорошо!… Отлично!.. Да!..»

или

«Уууу… Что-то подозрительно он этот перекресток положил… Ага!.. Да, как-то он нехорошо походил!»

В соответствии с то возникающими, то тухнущами подозрениями по столу летают красные карты (саботеров стараются как можно быстрее заблокировать) и организовываются условные альянсы — вроде как хорошие (а ведь до конца уверенным быть не можешь!) игроки объединяются против вроде как плохих. Саботеры стараются вычислисть коллег и незаметно им помогать. И все это с ироничными комментариями и шпильками.

В чем, собственно, другая позитивная особенность «Саботера» — это очень веселая игра.

В пробных партиях нам казалось, что у саботеров шансов никаких. Их быстро вычисляют, да и они по умолчанию всегда в меньшинстве. В общем, если на раздаче ролей вам выпал саботер — считайте все, раунд можно записать в минус. И действительно, по моему опыту саботеры выигрывают примерно всего-то в трети всех раундов.

Но, во-первых, партия длится не один раунд, а три. Если один из них вы проиграли как саботер и золото не получили — это еще ничего значит, шансы на выигрыш сохраняются. Во-вторых, если саботеры играют с умом и с картами им чуть-чуть повезло, то маскироваться под хороших гномов они могут долго, а в финале раунда буквально парой действий разрушить все планы по добыче золота. В нашей компании, например, со временем получилось так, что за обычного честного гнома играть никто не хочет — все рассматривают эту роль как рутину. Другое дело — вредитель! Это сложность, хитрость, маскировка. В общем, вызов.

Но есть у «Саботера» и свои недостатки.

Тут интересность сильно зависит от соотношения гномов/саботеров. Именно поэтому играть втроем скучно, потому что при раскладе 2-к-1 единственный вредитель быстро вычисляется. В игре вчетвером и соотношении 3-к-1, тоже грустно. Три гнома могут легко заблокировать единственного противника. Пять человек и баланс 3-к-2 нам пока показался самым удачным. У гномов преимущество, но небольшое, а наличие двух саботеров дает предпосылки для более долгих интриг и гаданий.

Правда, согласно правилам раздачи карт ролей, в игре на пятерых может выпасть и соотношение 4-к-1. То есть, четыре гнома и один саботер. Такие раунды, скажу прямо, проходят без всякого интереса. Саботера уверенно давят, даже если у того необычайно удачные карты.

Другой серьезный недостаток связан как раз с рандомом прихода карт. Фактор удачи очень важен. Субъективно, большинство побед определяются именно получением классных карт в руку, а не умением ими воспользоваться. Из-за этого регулярно попадаешь в ситуации, когда — вне зависимости от роли — играть не чем. Сидишь и уныло (внутренне! внешне надо блефовать и сохранять уверенность) перебираешь варианты хода, и все они один другого хуже.

Я бы тут еще мог подробно поныть о том, что некоторые моменты правил на практике не особо работают. Или о том, что упакованные в протекторы карты не влезают в компактную коробочку. Но делать этого не буду — потому что «Саботер» мне в целом понравился.

Это никак не отличная игра. Она совсем не такая крутая, как о ней рассказывают (мне кажется, виноваты восторженные отзывы не-игроков, которым сравнить «Саботера» особо не с чем). Но даже не смотря на постоянные колебания от довольно среднего развлечения в сторону настоящей движухи и обратно, «Саботер» действительно хорошо подходит как быстрый филлер для больших компаний. У него простые правила, он быстро играется, не требует много времени и мозгов. А его несбалансированность компенсируется веселым игровым процессом.

From → Обзоры

4 комментария
  1. dunecat permalink

    Рекомендую играть в официальный вариант: из честных гномов те, кто в конце раунда
    остается со сломанным инструментом — в раздаче золота не участвует. Я всегда играл только с таким правилом, обычным гномам нескучно, потому что гномья алчность сильнее угрозы саботера :)

    • О, это как раз тот момент правил, о котором я хотел написать, что он на практике слабо работает :) По крайней мере, в моей игровой компании.

      Я вообще думал, что этот нюанс добавит перцу и позволит саботерам лучше маскироваться — потому что честные гномы будут кидать красные карты не только потенциальным вредителям, но и честным коллегам. И будет больше веселой неразберихи.

      Но у нас по факту получается так, что под конец раунда почти всегда складывается следюущая ситуация: саботеры вычислены, но они уже успели порядком напортачить — поэтому успешно достроить туннель можно только общими усилиями. То есть, если подкинуть кому-то красную карточку, то велика вероятность, что гномы не выиграют вовсе.

      В итоге, редко когда этой вроде как удачной подлянкой удается воспользоваться :)

Ответить на dunecat Отменить ответ