Skip to content

Puerto Rico на iPad

Декабрь 10, 2011

Ну конечно, я не раз слышал о Puerto Rico. Но тем не менее, она очень долго не попадала в фокус моего внимания — хотелось другие игры. Всерьез заинтересовался же после того, как на практике выяснилось, что евро-настолки с разными разноцветными ресурсными кубиками пользуются в семье повышенным спросом. Даже довольно замороченные… И тут я сел читать обзоры «Рико» на BoardGameGeek — где она, как вы все знаете, долгое время висела на первом месте в глобальном рейтинге (сейчас — на втором, после Twilight Struggle). Добрался и до разных материалов — как русско- так и англоязычных — посвященных изучению феномена этой стабильной популярности.

Но игру в итоге так и не купил — долгая она. Быстро не сыграешь, места для нее надо прилично. А чем дольше партия, и чем основательнее и вдумчивее процесс (а он в Puerto Rico весьма основательный и вдумчивый), тем сложнее всем коллективно собраться с духом и разложить игру на столе. «Давайте лучше в Ticket to Ride» — скажут мне — «Или в овечки».

Под «овечками» подразумевается офигенная Glen More.

В общем, интерес к «Рико» угас и надолго. Но появившаяся iPad-версия разожгла его снова. «Я же смогу играть с компьютерными оппонентами когда мне угодно и в каком угодно темпе» — решил я. И купил.

Первым делом об одежке — то есть, о графическом оформлении. Оно кажется очень неказистым. Посмотришь на завернутые в красивые обертки Small World и Ticket to Ride, на симпатичный «Каркассон» или миленькую Hey! That’s My Fish, а потом вернешься к «Рико» и плакать хочется. Очень бедно, олд-скульно… Я помню где-то то ли читал, то смотрел видео, о том как авторы тщательно старались перенести в эту iPad-адаптацию дух настолки. Мол, вот глядите, у нас палитра цветов такая же как в настольной Puerto Rico, и фон, и т.п.

Фигня. Настольная Puerto Rico выглядит горазно симпатичнее.

Лучше бы в этих продвижениях электронной «Рико» акцент сделали на том, что оформление исключительно функциональное. И это действительно так. На относительно небольшой экран уместили все игровые поля. Постройки и плантации легко отличить визуально, плюс у них есть поясняющие иконки. Колонка с выбором зданий может выезжать и прятаться — в развернутом состоянии она показывает описание каждой постройки. Есть очень удобная кнопка с вопросительным знаком, которую можно перетянуть на любой элемент интерфейса и получить исчерпывающую подсказку, что это и зачем это.

В общем, Puerto Rico выглядит бедненько, но тем не менее она очень продумана и удобна. К такой исключительно функциональной графике быстро привыкаешь и даже начинаешь радоваться небольшим дизайнерским идеям, незаметным изначально. Скажем, если внутри постройки есть работник(и) — дверь и окошки светятся.

Тут, получается, рассказ плавно переходит к описанию игрового процесса, а значит я попробую кратко пояснить правила.

В Puerto Rico у каждого игрока есть, ммм… имение, состоящие из двух частей. На одной строятся здания, на другой засеваются разные культуры вроде индиго или сахарного тростника. Культуры эти при наличии нужных зданий перерабатываются в товары. Тростник в сахар, кофе в жареное кофе и так далее. Товары можно продать — так зарабатываются деньги, или же товары можно грузить на корабли — так получают победные очки.

Это основа.

При этом в игре есть достаточно большое количество вспомогательных зданий, позволяющих эффективнее прокручивать базовую производственную цепочку. Допустим, получать больше монет при продаже товара или платить меньше за новые постройки, или получить в распоряжение персональный корабль для отгрузки товара (потому что за общедоступные корабли идет постоянная конкуренция). Есть и особо дорогие здания, призванные по какому-то правилу генерировать дополнительные победные очки в конце партии. Скажем, получать их за количество засеянных полей.

Ход партии регулируется с помощью карточек ролей. Каждый ход игроки по очереди выбирают одну такую карточку из доступных. В конце игрового раунда использованные карточки возвращаются обратно, а возле неиспользованных кладутся монеты — их забирает тот, кто возьмет роль в следующем раунде.

Название ролей говорят сами за себя. Builder — позволяет всем игрокам построить здание (действие выполняется по очереди, по кругу). Craftsman — отвечает за производство товаров. Captain — грузит товары на корабли. Trader — открывает торги. Settler — разрешает засеять новое поле. И, наконец, Mayor дает новые работников-колонистов, которые прибывают на корабле и распределяются между игроками (без работников здания не функционируют — то есть, их мало построить, надо еще и «заселить»).

Да, иногда еще используется карточка Prospector. Она ничего не делает, только дает денежку взявшему ему игроку. Это такой тактичный способ пропустить ход.

Вообще, мне — как человеку, игравшему в San Juan (упрощенную карточную версию «Рико») — правила в целом были знакомы. Поэтому читать рулбук настольной версии перед тем как запускать электронную было лишним. Кроме того, в электронной Puerto Rico есть очень неплохой пошаговый туториал, который проводит вас через всю партию, вводя в курс механики. Если вы умеете читать на английском, сложности в понимании основ не будет.

Сложность Puerto Rico заключается в другом: чтобы научиться хорошо играть в нее и выигрывать, мало знать основы, надо изучить нюансы.

Например, здесь для постройки доступны все здания сразу — лишь бы денег на них хватило. И, соответственно, надо знать эффект от каждого здания, чтобы планировать развитие своего хозяйства. Надо научиться правильно выбирать роли — так, чтобы их действие было максимально выгодно вам и максимально невыгодно соперникам. Предстоит овладеть подлым искусством блокирования торговых кораблей. Штука в том, что на их борт можно загрузить только один вид товара. Поэтому если оппонент вот-вот готов кинуть в трюмы кофе, вы можете подложить ему здоровскую свинью, сунув туда дешевенькую кукурузу. Дополнительная тонкость заключается в том, что неотправленные вовремя товары просто-напросто… сгнивают. Если только их владелец не построил заранее склад.

Вот из таких тонкостей и состоит Puerto Rico. И я понимаю теперь, почему эту игру оценивали так высоко. Она кажется идеально выверенным евро-механизмом, в котором для каждого действия предусмотрено соответствующее противодействие, а выигрывает действительно умелый и стратег, и тактик. Потому что тут надо и иметь некий общий план на всю партию, и быстро реагировать на возникающие ситуации, чтобы насолить соперникам или успеть получить неожиданную выгоду.

И поэтому, как ни крути, первые пять-десять партию будут, по сути, тренировочными. Ты щупаешь, смотришь как тут все устроено, пробуешь разные подходы. Поначалу ничего не получается, хотя над каждым ходом думаешь очень долго. «Крокодил не ловится, не растет кокос». Вечно беден как церковная мышь, а соперники жируют… Постепенно начинает что-то вырисовываться, удается захватить преимущество, но не удается удержать его до конца — не знаешь как противодействовать, не получается удержать победу. Но учишься, учишься и в какой-то момент все игровые действия начинают совершаться осознанно, а не в слепую и «на попробовать». И вот тут-то приходит долгожданная Виктория.

В электронную версию Puerto Rico может играть от 2-ух до 5-ти человек. Есть разные компьютерные соперники, отличающиеся сложностью. Мне показалось, что играют они очень достойно. Хотя, мое мнение в данном случае совсем не показатель. Я, в целом тяготеющий к ситуативному америтрешу с его кубиками, плохо играю в евро-настолки. И мне даже у легких противников выиграть довольно тяжело.

Но на впечатление этот факт никак не влияет. Puerto Rico — отличная игра. И ее электронная реализация при внимательном рассмотрении тоже получилась отменной. Высокую (относительно) цену в 8 долларов считаю полностью оправданной. К тому же электронная версия традиционно очень сильно экономит время. Если уже хорошо разобрался в механике, партию на троих (человек и 2 «компьютера») можно в неспешном ритме разыграть где-то за полчасика максимум.

Реклама

From → Обзоры

4 комментария
  1. А как тебе боты? По-моему немного предсказуемы в начальной стадии игры, хотя тоже самое можно сказать о щахматах (я о дебютах). И катастрофически не хватает онлайн игроков, даже после кратковременного снижения цены. За всё время (как вышла, сразу купил) онлайн удалось сыграть раза 3-4. А вообщем положительные впечатления и разработчики скоро обещают какие-то глобальные изменения и апдейты в игре.
    А Forbidden Island не пробовал? Мне очень понравилась! По мне, так лучшая ios board game за последние пол-года, а может и за всё время.

    • Так вот я писал, что мне тяжело ботов оценивать, потому что я в подобные игры играю плохо :) Для меня даже самые слабенькие противники представляют проблему.

      В начале действительно предсказуемые, да. Но в начале действия в целом довольно очевидны — исходя из того, что денег у всех мало, доступных для покупки зданий минимум и так далее.

      А вот когда все уже «раскачались» немного — вот там уже сложнее :)

      Forbidden Island у меня есть, но я его пока не запускал даже. Все как-то хочу время выделить. То есть, сесть так основательно, посмотреть, поиграть… Но вечно на что-то другое отвлекаюсь :) Вот, скажем, Through the Desert купил, потому что интересно сравнить ее механику с механикой Kingdom Builder.

  2. Мне тоже очень понравилось, как реализовано. А цветовая гамма мне нравится :)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: