Skip to content

Обзор Jamaica

Сентябрь 3, 2011

Мне нравится пиратская тема — не смотря на то, что построена она на выдумках и фантазиях. Настоящая жизнь морского пирата, корсара или там флибустьера на самом деле разительно отличалась от романтизированного представления о ней, данного в художественных романах и кино. Жизнь эта была коротка, трудна и совсем непривлекательна. Но, конечно, такие образы мало кому были бы интересны.

Совсем другое дело — веселый пират, с веселым прищуром глядящий в будущее. С мечтами о несметных богатствах и биографией, состоящий из тысячи невероятных приключений. Легко ввязывающийся в разные авантюры и всегда выходящий из них может быть и без сундука с сокровищами, но живым и готовым к новым свершениям.

Вот о таких пиратах — игра Jamaica.

Первым делом — несколько восторженных охов и ахов про оформление. Jamaica, наверное, самая красивая настолка, которую я видел. Классная коробка, очень красочное и детализированное поле, отличные карты действий (о них речь ниже), симпатичные пластиковые миниатюрки кораблей, отменные жетоны и монеты, приятные крупные кубики. В общем, все сделано на исключительно высоком уровне и удобно размещено в удобном инлее.

Правда, страсть «сделать красиво» в одном моменте все-таки подвела создателей. Правила игры — которые оформлены не менее феерично, чем остальные компоненты — представляют собой не привычную книжку, а такую себе «газету» (или — что будет более точным — карту), которая раскладывается в огроменный лист. Эффектно — спору нет. Но надо ли говорить, что читать эту карту не слишком удобно. Благо, правила простые, запоминаются быстро и не требуют частого к ним обращения, чтобы уточнить какой-то спорный момент.

Jamaica — по сути, гоночная игра. Есть маршрут, проложенный вокруг острова. По нему плывут корабли, вытягивая сокровища из пещер и сражаясь между собой. Как только один из участников достиг финиша — то есть, завершил гоночный круг — игра заканчивается и происходит подсчет очков. Очки — это деньги, которые вы получаете в ходе игры и те самые сокровища.

А теперь чуть подробнее.

Игра идет следующим образом: активный игрок бросает два кубика, а потом ставит их на утренний/вечерний слоты. У каждого участника всегда на руках есть три (иногда — четыре) карты действия, на которых указаны типы действий.  Продвинуться вперед, отступить назад, загрузить на борт пушки, еду или золото. На каждой карте есть действие для утра и вечера.

Скажем, кубики стоят так: 6 на утро, 3 на вечер. Вы выбираете карту, на которой указаны пушки (утро) и движение вперед (вечер). Это значит, что вы получаете 6 жетонов пушек и продвигаетесь на 3 клетки вперед.

Карты действий игроки выбирают в тайне от оппонентов, кладут перед собой, а потом одновременно все вскрываются и — начиная с активного игрока — начинают выполнять свои действия. Грузить на борт полезные прибамбасы, ходить вперед-назад, сражаться.

Сражение происходит, если один корабль догоняет (становится на одну клетку) с другим. В сражении используется дополнительный кубик, бросок которого определяет силу атаки (к ней еще можно плюсовать жетоны-пушки). У кого суммарный итог (кубик + потраченный пушечные жетоны) больше — тот и победитель. Есть еще шанс выбросить звезду, дающую моментальную победу — вне зависимости от броска соперника. Победитель получает право ограбить проигравшего.

При загрузке добра в трюм — будь то полученного после грабежа или после срабатывания карты действия — действуют определенные правила. Скажем, нельзя дозагружать трюмы. То есть, нельзя доложить новые пушки к уже имеющимся — надо или класть их в свободный слот, или, если нет места, принудительно слот освобождать (выбрасывать за борт его содержимое). В трюме — пять слотов, поэтому нередко приходится решать что именно вам важнее — пушки, еда или золото.

Если с пушками — уже понятно (используются в бою), то еда и золото требуют дополнительных комментариев. Большинство клеток на поле — «платные». Это означает, что когда вы заканчиваете на той или иной клетке свой ход, вам надо заплатить за нее. Заплатить едой или монетами. Если этого сделать нельзя — не хватает съестного или наличности — вы платите сколько можете, а потом отступаете назад, на ближайшую доступную по цене клетку (если вы совсем уж бедный — то на ближайшую бесплатную клетку). Иными словами, еда и золото нужны для успешного продвижения вперед. При этом надо еще стараться золотишко не сильно-то транжирить, потому что его запас — как вы наверняка помните — определяет победителя.

Да, тут же важно упомянуть, что отступление назад — или даже сознательно движение назад при выборе карты действий — далеко не всегда плохое решение. Таким трюком вы можете, скажем, избежать ненужного сражения или попасть на клетку с сокровищем.

Сокровища — это карты, дающие дополнительные очки или их отнимающие (проклятые сокровища). Еще есть сокровища-предметы. Скажем, пушка — дающая +2 очка к атаке, или дополнительный слот для трюма. Сбор сокровищ — отдельная задача. И далеко не всегда игрок, схвативший наибольшее количество сундуков, выигрывает. Ему могут попасться проклятья или просто мелкие клады (дающие не так уж и много дополнительных очков). Но зато какой азарт добраться до сундуков раньше противников! И как приятно, когда после вашего проигрыша в бою, оппонент с нахальным видом крадет вашу карту сокровища (они лежат в закрытую), а потом резко меняется в лице, потому что оказывается — он украл проклятую карту с огромным минусом к очкам.

Кстати, вот эта непредсказуемость Jamaica мне очень нравится. В ходе партии лидер может меняться несколько раз. На текущем ходу ваши трюмы ломятся от золота и вы радостно потираете руки, пару ходов спустя — вы бедная морская крыса, плетущаяся позади всех участников, но потом ситуация еще раз меняется — и вы снова на коне. Или, точнее, на гребне волны успеха.

На форумах BGG я слышал отзывы, что Jamaica — как и все гоночные игры — страдает от фактора «убегающего лидера». То есть, если кто-то вырвался вперед, догнать его будет очень трудно. У нас пока такого не случалось. Наоборот, рандомность игры — кубики, приход в руку карт действий, случайные карты сокровищ, сражения — странным образом выравнивает шансы на победу. Ну и, конечно, эта случайность механики отлично сочетается с тематикой. Пиратская жизнь должна быть полна сюрпризов!

В общем, Jamaica мне очень нравится. Если бы еще только партии шли чуть-чуть быстрее — вдвоем-втроем они занимают не меньше часа, обычно — часа полтора или чуть меньше того. Не сказал бы, что начинаешь скучать, но по ощущениям почему-то хочется, чтобы игра была короче. Наверное, все дело в этих перемещениях вперед-назад, из-за которых несколько ходов ситуация на поле может — по большому счету — не меняться вовсе. Возникает впечатление, что корабли буксуют и в партии нет никакого прогресса. В этом, пожалуй, единственный (лично для меня) недостаток игры.

Да, и для тех, кто будет играть в Jamaica вдвоем, отмечу: в таком варианте в игре появляется корабль-призрак, управляемый активным игроком. У этого корабля есть простые правила передвижения, и кораблик этот можно использовать, чтобы насолить противнику. Я не в восторге от такого решения, но и не могу сказать, что вдвоем Jamaica «идет» плохо.

В конце концов, что вам запрещает просто выкинуть этот кораблик0призрак из игры? Ничего. Для настоящего пирата нет никаких ограничений.

Yarrr!

Реклама

From → Ни о чем

2 комментария
  1. Спасибо. Классный обзор.
    Еще одна игра в виш-лист. Люблю приятно оформленные игры!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: