Skip to content

Glen More. Первые впечатления

Март 20, 2011

Попробовали мы приехавшую недавно Glen More. Это такая экономическая игра про шотландцев XVII века, которые строят свои селения, собирают разные ресурсы, торгуют ими, а еще гонят виски (бочками!) и хвастаются друг перед другом в чьей деревне старейшин больше.

Собственно, игроки выступают в роли лидеров селений и каждый ход, по одному тайлу расширяют хозяйство. Первое, на что обращаешь внимание — специфическая (хотя и не оригинальная — уже встречалась в других настолках) система очередности ходов. На игровом поле есть замкнутая прямоугольная дорожка. На ней размещаются фишки игроков, а перед ними — выкладывается цепочка из тайлов. Ходит всегда тот, чья фишка находится в конце этой цепочки.

Переместить фишку можно как угодно далеко, на любой тайл (главное, чтобы вы могли оплатить его). То есть, разрешается прыгнуть даже в конец цепочки. Но если вы ушли очень далеко, то вероятно, затем придется пропустить пару ходов. Например, при игре вдвоем неторопливый соперник может намеренно стараться не обгонять вашу фишку, сохраняя тем самым за собой право хода.

Новые тайлы постоянно докладываются в цепочку в конце хода. И получается так, что фишки играют в чехарду, прыгая по постоянно выстеливающейся дорожке. Забавная система! Хотя, алгоритм докладывания тайлов мы поняли не сразу. Там есть одна тонкость, для разъяснения которой в правилах не помешал бы отдельный иллюстрированный пример. Но в остальном правила написаны толково.

Заметили кубик на фото? Это виртуальный игрок, который вступает в дело, если за столом двое или трое участников (вообще же, максимальное число игроков — пять). Когда наступает очередь хода виртуального оппонента, бросаем кубик, перемещаем его на выпавшее число шагов и вышибаем указанный тайл. Так Glen More симулирует вмешательство в процесс третьей (четвертой) стороны.

Вообще, мне такие фокусы не нравятся. Обычно их присутствие означает: что-то в механике не доработали, не продумали масштабирование. Однако в отзывах об игре на BoardGameGeek (их не очень много, но есть) жалобы на кубик встретились, кажется, один раз. И то их автора потом убеждали в комментариях, что он не прав, и с механикой все в порядке.

Подтверждаю — все нормально. С одной стороны, кубик — это действительно рандом, и неприятно, когда он срабатывает против вас. С другой стороны — соперники могут точно также выхватить из-под носа именно тот тайл, на который вы уже тихонечко положили глаз и выстроили в голове тактическую комбинацию. Так что кубик, если можно так сказать, действует вполне честно и правдоподобно.

Взятые на своем ходу тайлы вы пристраиваете к начальному квадрату деревни. При выкладке тайлов соблюдаются простые правила: дороги должны переходить в дороги, реки — в реки (вспоминаем «Каркассон»). Главный нюанс: квадратик можно положить на пустующее место, только если оно соседствует с фигуркой вашего подданого (черные миплы на фото). Если ее рядом нет — извините, класть нельзя. Поэтому фигурки нужно периодически двигать по деревне так, чтобы те обеспечивали возможность дальнейшего строительства.

Когда тайл добавляется в деревню, активируется он и все соседние квадраты. Эффекты разные: значительная часть тайлов производит ресурсы, какие-то тайлы добавляют новые фигурки подданых, какие-то предлагают конвертировать ресурсы в победные очки и так далее.

Есть еще специальные тайлы, дающие карточку с бонусом. Вроде, «Немедленно получите 2 любых ресурса» или «В конце игры каждый желтый тайл приносит вам 3 победных очка». Карточки с бонусами лежат отдельно и очень важны — особенно те, что дают victory points.

Другой немаловажный элемент механики — склад.

Он находится в центре игрового поля. На склад в любой момент своего хода можно сдавать ресурсы (их всего пять: дерево, камень, овцы, коровы и пшеница) или покупать их. Принцип такой. Под каждый ресурс отведено три слота с цифрами 1, 2, 3. Если хотите купить, скажем, дерево — кладете 1 монету в первый слот. Хотите купить еще — кладете во второй слот две монеты… Когда монетками заполнены все три слота, покупать ресурс нельзя.

Продажа происходит наоборот. Вот у нас на складе есть три заполненных монетами слота «под дерево». Вы сдаете дерево на склад. Берете три моненты. Хотите сдать еще? Пожалуйста, но получите уже две монеты — из следующего слота. Если все слоты ресурса пустые — продавать ресурс нельзя.

Простая и удачная механика.

И вообще вся Glen More классно составлена из удачных элементов. Хорошая система определения очередности ходов, интересное строительство деревни с продумыванием куда и какой тайл поставить и в какой очередности их активировать, элегантная торговля.

Способов набора победных очков игра предлагает несколько (к слову, в Glen More есть три промежуточных и один финальный этап подсчет баллов). Соответственно и тактики могут быть разные: можно собирать пшеницу и перегонять ее в бочки с виски, можно ту же самую пшеницу с другими товарами продавать на ярмарках (тайл такой), можно заняться разведением домашнего скота — овец и коров — и сдавать их мяснику, ну и так далее.

Тайлы на игровую дорожку выходят постепенно из трех стопок. В первых двух — самые простые локации, в основном производящие ресурсы. Затем появляются квадратики поинтереснее, посложнее и с довеском в виде бонусных карт. Возможностей становится больше.

Получается так, что в начале партии вы заняты налаживанием хозяйства, накоплением денег и ресурсов. Ходы идут быстро, склад почти не используется. Потом намечаются механизмы переработки накопленного в победные очки, селение ширится, надо внимательнее следить за его планировкой и грамотно двигать миплов-подчиненных. Ближе к финалу партии Glen More становится еще сложнее и позволяет проворачивать отличные комбинации с активацией множества тайлов и торговлей.

Все это мне очень понравилось. И вспомнилась еще Caylus Magna Carta — жемчужина домашней коллекции в жанре worker placement. Игра на первый взгляд невзрачная и неинтересная, но практике — очень увлекательная, умная и вариативная. Вот и с Glen More такая же история. Она не сказать, что выглядит хорошо (хотя спокойный стиль оформления мне очень импонирует), компоненты довольно простые, но продуманность механики здорово удивляет. Glen More оказывается намного интереснее, чем думаешь.

Advertisements
11 комментариев
  1. Спасибо за обзор. Интересно, при случае прикуплю. Вообще я пристально сейчас слежу за линейкой Big Box от Алеа, оттуда растет Пуерто Рико. Сейчас вышла новая игра Бургундия, крайне интересно. Только где же столько времени найти =)

  2. zerg7 permalink

    Очерёдность хода, механика аля Фивы.
    Три промежуточных и один финальный этап подсчет баллов, аля Альгамбра.
    Механика и оформление понравилось.

    • Да, тут здорово получилось соединить разные элементы. В итоге получилась интересная игра. Оформление мне тоже импонирует, разве что хотелось, чтобы тайлы были чуть толще (они из плотного картона, но не такого плотного как в «Каркассоне» например).

  3. Очень интересная игра и тематекой и игровым процессом. Прочно засела в моем wishlist. Тоже думаю как-нить запробовать.
    Я так понимаю, что первая фотка не твоя. А то на ней немецкая версия, а у тебя, на сколько видно из фоток и описания, английская.

    • Да, первая картинка — это промо-фото от Ravensburger. У меня английская версия, которую отхватил, можно сказать, чудом — когда собрался заказывать Glen More, ее стали очень быстро везде разбирать.

      Но в принципе, можно играть и в немецкую. Там текст только на бонусных карточках (которые дают некоторые тайлы). Но эти же карточки снабжены и графическими подсказками, поэтому разобраться несложно.

  4. Спасибо за обзор!
    Выглядит неплохо и главное, что несложная. Если на двоих играбельна, то надо будет опробовать.

    • Не за что :) Играли вдвоем — мне понравилось. Кубик на деле совсем не смущает.

  5. Бесплатный видеокурс
    по компьютерной работе
    «Программы на все случаи жизни НАЧАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ»
    здесь http://kompjob.hop.ru/

Trackbacks & Pingbacks

  1. Glen More – первая встреча – Дайджест про настольные игры : Настольный Дайджест
  2. Puerto Rico на iPad | Cray Days

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: