Skip to content

Пополнение коллекции и первые впечатления — Rattus

Январь 8, 2011

На Rattus я обратил внимание, когда она только-только появилась в списках релизов Z-Man Games. Но тогда эта игра меня совсем не привлекла — средневековая Европа, чума, крысы… В тот момент у меня в коллекции уже была Pandemic, которая напугала домашних своей «болезненной» (хотя, кавычки можно и не ставить) тематикой. Так что от еще одной настолки про массовый мор я бежал как… гм, от чумы, да.

Но вот спустя почти год с момента первого заочного знакомства с этой игрой в блоге sNOwBODY я читаю очень привлекательный обзор Rattus. И все там хорошо: оформление приятное, компоненты хорошие, механика интересная тематика чумы на самом деле не пугает. Да еще и цена привлекает — стоит Rattus совсем недорого.

Почитал и подумал — куплю на страх и риск! Может быть, эта настолка не повторит судьбу Pandemic.

Купил. Неделю коробка лежала на стеллаже, дожидась своего часа. И вот — опробовали в трех партиях на двоих.

Для начала кратко о правилах. Игровое поле — карта средневековой Европы, поделенная на государства. В зависимости от количества участников (2-4) используется или все поле, или его часть. На каждом ходу игроки, следуя определенным и очень простым правилам, выставляют на карту кубики своего цвета (читай: распределяют по Европе вверенное в попечительство население). Потом двигают большую черную фишку («смертушку») в любое государство, находящееся по соседству с текущей локации фишки. Затем — добавляют на карту так называемые крысиные жетоны.

Страну, которую посещает смерть, ждет большое (или неочень — когда как) несчастье. Все расположенные там крысиные жетоны начинают один за другим вскрываться, указывая погибнет ли население (кубики) — и если да, то какая его часть. Процесс вскрытия продолжается до тех пор пока или жетоны в государстве не иссякнут, или население не изойдет под ноль.

Впрочем, смерть в Rattus понятие условное — «погибшие» кубики возвращаются в распоряжение своих хозяев и могут быть снова выставлены на поле.

В процессе манипуляции с кубиками-населением очень помогают карты с разными полезными эффектами:

Например, «Король» — позволяет взять из незараженного государства (т.е. такого, в котором нет крысиных жетонов) кубик своего цвета и поместить его в замок, где этот кубик будет находиться в целости и сохранности до самого финала игры. Или «Купец» — разрешает передвинуть до трех кубиков своего цвета из одной страны в соседнюю.

В общем, крайне ценные карты. Всего их шесть. В начале хода можно взять себе одну — причем, взять можно или ничейную карту, или забрать карту у другого игрока. Нюанс еще в том, что по своему желанию от этих карт никак не избавишься. А чем больше у вас карт — тем больше вероятность, что вскрытие жетона скажется на ваших подопечных. Там, на жетонах в частности указано, что — например — При вскрытии «Король», «Купец» и «Рыцарь» теряет один кубик. Если у вас на руках все три карты — теряете три кубика.

Такой вот баланс: чем больше карт, тем больше возможностей. Но и тем выше риск.

Игра продолжается до того момента пока:
— или один из игроков не выставит на поле все свои кубики
— или не иссякнет запас крысиных жетонов (вскрытые жетоны удаляются из игры)

После этого все участники, за исключением сделавшего финальный ход игрока, могут еще раз использовать свойства имеющихся на руках карт. А затем — случается финальный мор. Все крысиные жетоны на поле вскрываются. Кубики, оставшиеся по итогам «в живых», идут в зачет.

У кого их больше — тот и победитель.

Что понравилось
— Игра стоит недорого, но очень хорошо сделана. Поле из плотного картона, большие карты персонажей и т.д.
— В оформлении нет акцента на чумную тематику. То есть, да тематика номинально мрачная и невеселая. На деле этого совсем не чувствуется. Карта — светлая и приятная, крысиные жетончики — забавные. Даже крыса на коробке игры весьма такая симпатичная, с длинными ресничками
— Языконезависимость. Текста ни на поле, ни на картах персонажей, ни на жетонах нет (на последних только поясняющие символы)
— Простые правила (они к тому же расписаны очень логично и вполне лаконично)
— Довольно высокая динамичность. Партия длится минут 30-45
— Очень приятно играется вдвоем

Что не понравилось
— Мало карт персонажей. Да, все они полезны и сбалансированы. Даже «Ведьма», позволяющая подсматривать эффекты жетонов (они неизвестны до моменты вскрытия) и менять жетоны местами. Судя по отзывам, используют ее не так уж и часто… Но все равно хочется большей вариативности. Тут, конечно, стоит заметить, что для игры уже есть дополнение — Rattus: Pied Piper. Как раз с 12 новыми героями. Незадачка в том, что стоит оно почти как базовая игра.
— В целом Rattus все-таки рассчитана на 3-4 игроков. Такое ощущение появилось потому, что большая часть крысиных жетонов срабатывает тогда, когда в государстве находится 4-6 кубиков, не меньше. Много жетонов с эффектом на 5+, 6+ кубиков. У нас при игре вдвоем так много кубиков в одной стране собиралось редко, поэтому часто жетоны не срабатывали, что делало игру не такой напряженной как хотелось бы. Ждешь интриги — «Ну вот же! Сейчас как бахнет!..» А в результате — пшик и ничего.

Тем не менее, мне понравилось. Понравилось, куда больше, чем ожидал.

Получилась такая себе довольно динамичная евроигра. Партии идут быстро, кубики активно гуляют туда-сюда между запасами игроков и полем. Карты персонажей предоставляют разные возможности для манипуляций. Подсмотреть «Ведьмой» жетон с коварным эффектом, «Монахом» передвинуть жетон к противнику, «Рыцарем» переместить черную фишку смертушки на два шага (обычно ходит на один) и активировать жетон…

Впрочем, можно играть и без такого показательного коварства.

Тот факт, что мы за один присест сыграли три партии подряд, считаю, о многом говорит.

Я уже подумываю о том, чтобы раскошелиться на дополнение. Хотя, по-хорошему, я бы хотел увидеть в нем не только новых героев, а еще и альтернативный набор жетончиков (в частности жетончики сбалансированные для двоих игроков). Хотя, можно ввести хоумрул и договориться, чтобы уже имеющиеся жетоны срабатывали чаще.

В общем, Rattus увлекла. Хочется попробовать с ее большим числом игроков.

P.S. Все фотографии — с BGG

Реклама
15 комментариев
  1. Игра действительно радует своей ценой, но не брал, потому-что тоже есть Пандемия. Но, раз такие дела, надо будет снова задуматься о покупке. Болезненные темы идут на ура :)

    • «Пандемия» все-таки кооперативная (ну, если без террориста из дополнения). А Rattus – соревновательная :) В этом главное отличие, хотя механики на первый взгляд похожи – только в «Пандемии» кубики изо всех сил убираются с поля, а в Rattus – выставляются.

      Кстати, у меня в домашнем кругу «Пандемия» еще и не пошла именно из-за кооперативного аспекта. Я был немного удивлен. Думал, что понравится играть одной командой… Но нет :) Реакция была: «О, так это получается тут нельзя выиграть?»

      То есть, выигрыш командой за выигрыш не расценивался :) Но тут, наверное, сыграл тот фактор, что играешь против доски, поля, а не живого оппонента.

  2. У нас дома кооперативки, наоборот, и мне и Кате нравятся, а в соревновательных играх, вроде всё нормально, но когда дело доходит до моего выигрыша — это воспринимается как что-то личное :))

    • :) У нас в семье есть игры, в которые как правило всегда выигрывает кто-то один. Например, в Cadwallon поястонно я получаюсь самым хитрым вором. А вот в Jaipur и «Затерянные города» (карточные) почти всегда проигрываю.

      Так что в целом баланс соблюдается :) И если кому-то было обидно проиграть, то я предлагаю разложить удачную для проигравшего игру — чтобы тот отыгрался и не расстаивался :)

  3. причём тут пандемия к ратусу??

  4. Не забывай о функции рыцаря увеличивать число кубиков на 2 штуки при оценке жетонов крыс и все встанет на свои места. Будь тру агрессором! Лежит 3 кубика + рыцарь = жетон 5+ срабатывает.
    Кстати об это говорят и разработчики, настойчиво рекомендуя (в правилах расширения) обязательно использовать хотя бы одно военного персонажа при игре вдвоем, чтобы всегда можно было добраться до залежей оппонента.
    P.S. Да, персонажей мало. Но это бизнес. Белый гоблин тоже хочет кушать.

    • У нас рыцарь как-то не пользуется спросом особо :) Другие тактики. Не будешь же его насильно втаскивать в игру, чтобы появился баланс.

      Мы таки договорились, что жетоны будут срабатывать «на единицу меньше». То есть, жетон на 3+ на самом деле бабахает когда 2+ кубиков. Сразу пошло веселее.

      А вообще — я сегодня дополнение купил :) Будем с другими картами экспериментировать.

  5. Спасибо за обзор. Очень люблю с сестрой и друзьями во что-то подобное.

  6. DJem permalink

    «На каждом ходу игроки, следуя определенным и очень простым правилам, выставляют на карту кубики своего цвета (читай: распределяют по Европе вверенное в попечительство население). Затем – добавляют на карту так называемые крысиные жетоны. Ну и в конце двигают большую черную фишку («смертушку») в любое государство, находящееся по соседству с текущей локации фишки.»
    Большую черную фишку («смертушку») сначала ставят , а потом уже добавляют на карту так называемые крысиные жетоны .
    Простые правила =)

    • Я ходе игры писал, а не о стартовой раскладке :) То есть, фишка уже поставлена.

      • DJem permalink

        Ну и я о ходе игры . О том что сначала двигают дядьку в шляпе черного , а потом уже , если в этом регионе есть крысы , куда он пришел , то в соседние добавляют крысиные жетоны . А Вы сначала крысиные жетоны распределяете , а потом уже дядьку двигаете ? Тоже можно , но тогда не по правилам . =)

Trackbacks & Pingbacks

  1. Крысы – они кругом… И снова Rattus – Дайджест про настольные игры : Настольный Дайджест

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: