Skip to content

«Эволюция» — первые впечатления

Июнь 21, 2010

Объяснение и предупреждение: на роль полноценного взвешенного обзора этот текст претендовать не может — написан он «по мотивам» всего-то двух партий. Но первые впечатления есть, ими и делюсь.

Прежде всего, несколько слов о коробке — так как это первое, что видишь при знакомстве с игрой. Минималистичный контрастный стиль оформление мне понравился, а вот конструкция коробки — нет. Игра поставляется в картонном боксе, на который сверху надета цветная «обертка». Вот фото для наглядности — бокс, наполовину выдвинутый из «обертки»:

Экономично, но неудобно — «обертка» на коробке сидит туго, снимается и одевается плохо. Когда одевается — ее легко случайно разорвать (мне уже «повезло» — и это заметно в самом начале видео выше). Появляется искушение выбросить эту самую «обертку» к чертовой матери, чтобы не раздражала.

Еще одна привычная жалоба — габариты. У нас карточные игры кладут в коробки совсем не по размеру, и «Эволюция» не исключение. Место внутри, что называется, гуляет.

Для сравнительного примера, идеальный с моей точки зрения вариант упаковки карточной игры — Archaeology: The Card Game. Максимально компактная коробка, куда помещается разбитая на две стопки колода и буклет с правилами.

Хотя, и у такого варианта наверняка найдутся недовольные — скажут: карты в протекторах в такой миниатюрный бокс уже могут не поместиться! Протекторов у меня нет — проверить не получилось. Ну да ладно, не будем отвлекаться от темы «Эволюции».

Итак, о чем же сама игра? Она предлагает проверить на практике эволюционную теорию старика Дарвина. Для этого игроки создают существ, наделяют их разными свойствами и борятся за выживание. Победить, конечно же, должен самый сильнейший или хитрейший. При этом ход эволюции наверняка сделает пару неожиданных поворотов, так что заранее угадать победителя никак не получится.

Каждый игровой ход разбит на три главные фазы. В первой — игроки хлопочут над созданием существ, по очереди — по одной штуке — выкладывая карты (этот процесс продолжается до тех пор, пока все участники не спасуют, ну или пока не потратят все карты с рук).

Любую карту из руки можно выложить рубашкой вверх — это будет новое существо (их количество неограничено). Остальные карты (свойства) подкладываются под нее. Часто у карты есть два свойства, которые можно применить по собственному усмотрению. Например, на фото выше с помощью одной и той же карты существо можно превратить в норное (если такого гада наркормить, то он тут же прячется в нору, где его не достанет хищник) или снабдить существо жировым запасом — возможностью накапливать пищу прозапас. Выбор свойства делается один раз, менять его нельзя.

Вот еще несколько примеров карт (а именно — с защитными свойствами). «Водоплавающее» — ваше существо покидает землю ради водных стихий (и сухопутные хищники ему уже не страшны). Свойство «Большой» позволяет свысока смотреть на мелких агрессивных гадов — больших существ могут атаковать только большие хищники. Ядовитое существо очень вредно для здоровья нападающего — после ядовитой трапезы хищник погибает.

Так же есть карты, позволяющие наладить взаимодействие между вашими ненаглядными тварями. Пример на фото выше: когда одно существо из пары получает еду, второе автоматически кормится за компанию. Кстати, есть мнение, что подобные связки в игре очень уж сильны. Дело в том, что вы можете собрать «цепочку» существ, передающих еду друг другу — и бороться с такой дружной семейкой совсем нелегко. Воспринимается это как откровенная дыра в балансе/правилах. Думаю, что несколько карт взаимодействия я попросту уберу из колоды, чтобы выровнять баланс.

Еда между существами распределяется на второй фазе хода. Кидается кубик(и), показывающий сколько единиц еды будет доступно. Потом игроки по очереди начинают кормить существ, вытягивая из «закромов» по одному маркеры еды (или по несколько маркеров, если работают обруганные выше цепочки).

Чтобы прокормиться, обычному существу достаточно одной единицы еды (если у существа есть свойство «жировой запас», избыток еды можно откладывать на следующие ходы). А вот если у существа есть свойства, повышающие голод и потребности, — ситуация сложнее. Например, хищнику нужна +1 единица еды (и еще одна единица, если это «большой» хищник). Вражеское существо можно еще заразить паразитом (+2 к потребностям еды).

Фаза питания — это фаза активного взаимодействия между игроками. Хищники пытаются жрать чужие или даже свои существа, чтобы прокормиться за их счет. Падальщики подхватывают еду с трупов. Пираты тащат еду у еще ненакормленных полностью существ и т.д. За столом гвалт, активное обсуждение, довольные восклицания вроде «Ну все, я поел и спрятался в норе, а вы там разбирайтесь!» или несерьезные обиды и комментарии «Ничего-ничего, сейчас я как создам водоплавающего хищника и всем вам припомню!»

Почему за еду идет столь активная борьба? Да очень просто — все ненакормленные существа в конце хода умирают (третья фаза — фаза вымирания). Вдобавок, новые карты на следующий ход раздаются по принципу «карта + 1 карта за каждое выжившее существо». То есть, если вы к концу хода сберегли трех гадов, то получите четыре новые карты. Чем больше карт — тем больше возможностей.

Игра идет пока в колоде остаются карты. Победитель определяется по очкам: их начисляют за выживших после окончания последнего хода существ и все их свойства.

Что в целом понравилось
— Сама механика создания существ. Она по-своему самобытна и интересна. Набор свойств не сказать, что очень разнообразен, но свободу для экспериментов он обеспечивает — быстро игра не надоест. К тому же, (со слов Ивана Туловского, руководителя проекта «Правильные игры») для «Эволюции» планируют выпустить обновление, которое повысит реиграбельность.
— Высокая степень взаимодействия между игроками. «Эволюция» — жесткая соревновательная игра. Выживает сильнейший (чтобы это ни значило)!
— Случайное определение количества еды на каждом ходу… Обычно на рандом жалуются. Тут же он, как показалось, очень уместен. Кубики могут служить своего рода катаклизмами, прореживающими ряды существ. Спонтанная нехватка еды не дает разгуляться хищникам. Кубики сохраняют интригу и напряжение (а вдруг еды выпадет мало? Что будет?).
— Длительность партии — при игре втроем составляет около 40 минут.

Что не понравилось
— Правила. Вообще, написаны они логично, понятно и даже есть отдельный лист с подсказками и примером партии. Но правилам очень сильно не хватает уточнений и конкретных описаний того, как в тех или иных ситуациях работают некоторые карты. Текст (и в правилах, и на картах) можно трактовать по-разному — из-за этого возникло несколько споров, испортивших впечатления от игры в целом . Каждый пытался перетянуть одеяло в свою сторону. Игра-то ведь идет не жизнь, а на смерть! :)
— Комплектация. В комлекте мало маркеров еды и, особенно, маркеров жирового запаса (всего-то две штуки!). В партии на троих маркеров в целом нам хватало, но впритык. Если будут играть четыре человека (максимум), точно будет недостаток.
— Оформление карт… Интересный пункт. Как вы уже увидели на фото, на картах более крупные надписи сделаны на английском языке (а русские буквы — поменьше). Иван Туловский объяснил этот факт тем, что игру придумывал биолог — а для них английские термины как родные. Объяснение кому-то наверняка покажется натянутым. Но примечательно другое — в моей игровой группе, например, ни один человек на такую «английскую доминанту» внимания не обратил. Причем, я не могу сказать, что все прекрасно владеют этим языком… Поэтому мой скепсис относительно английского текста резко уменьшился. А вот что картам действительно не помешало бы — так это символы-подсказки, указывающие на свойства. Например, чтобы на карте «Водоплавающее» была не просто надпись буквами, но и какой-то характерный значок, говорящий, мол: вот водоплавающее! Штука в том, что когда у существа много свойств, а сами карты лежат на противоположном конце стола да еще и вверх ногами по отношению к вам, читать текст ставится сложновато. Из-за этого можно даже неправильно трактовать свойство или попросту незаметить какую-то карту.

На описание недостатков ушло примерно в два раза больше букв, чем на рассказ о достоинствах. Но это совсем не значит, что игра плохая. Наоборот, «Эволюция» — игра хорошая, с сильной созидательной составляющей (лепить новых существ очень интересно). Просто есть у нее некоторые шероховатости, мешающие игровому процессу. Но по мере знакомства с игрой эти самые шероховатости сглаживаются — вторая партия, скажем, прошла намного быстрее и «глаже», чем первая.

А вот строить серьезные прогнозы о реиграбельности я пока воздержусь — боюсь как бы не обнаружились какие-то откровенно выигрышные тактики/комбинации. Но, думаю, проверку практикой эта игра пройдет достаточно быстро — «Эволюция» легко попадает в число фаворитов коллекции.

Реклама

From → Обзоры

39 комментариев
  1. Забавно. У самого «Эволюция» лежит с субботы, и уже свой обзор в голове сформировался — только сесть и набрать. А тут меня буквально на день опередили. :)

    • Да почему опередили? :) Мы же не наперегонки пишем )

      К слову, спасибо за обзор карточных «Колонизаторов». Информативно!

  2. Спасибо за обзор!
    Игра кажется занимательной. Наверное, интересно создавать своих существ, а потом навешивать на них свойства.
    Ждем новых впечатлений.

    • Да, именно стадия создания существ в игре интересна больше всего. Особенно забавно наблюдать за реакциями других игроков на ваши действия :)

      Скажем, превращаете одного из своих гадов в хищника. Глядь — а другие игроки кто в воду полез (сделал своих подопечных водоплавающими), кто камуфляжем обзавелся, кто в нору спрятался…

      Ну и активное взаимодействие понравилось.

  3. Медный Колчедан permalink

    А видеобзор будет? ))

    • А надо? :) Мне просто кажется и так все достаточно подробно расписано :)

      • Медный Колчедан permalink

        Видео всегда круче, можно показывать людям, которые «много букаф не асилил».

  4. Миридин permalink

    А почему бы не считать, что «бонусные» единицы пищи не провоцируют цепную реакцию? То есть еда может максимум удвоиться. Потому что иначе даже пара по бесконечному циклу друг друга кормит ;)

    • Да просто в той компании, в которой опробовалась «Эволюция», изначально решили, что еда будет передаваться по всей цепочке (просто сами авторы игры исходят из такого правила). Теперь уже, конечно, никто не захочет переучиваться :))

      • Миридин permalink

        Напрасно) Судя по отчёту, подходящий вариант…)

  5. Unholy Lizard permalink

    «Появляется искушение выбросить эту самую «обертку» к чертовой матери..»

    Можно попробовать приклеить «обертку» (аккуратно обрезав лишнее) непосредственно на коробку.

  6. Спасибо за обзор. Похоже игрушка достойная. Надо брать :)

    • Не за что :)

      Игра мне понравилась, хотя если бы не сомнительные моменты в правилах — было бы лучше :)

  7. Интересно, но видео лучше бы не коробки а самой игры (а так видео мало полезное получилось).
    И оформление игры показалось мрачноватым и «сухим»…

    • Я видео сделал лишь потому, что по фото далеко не всегда удается оценить размеры коробки. Видео просто нагляднее.

      А минималистичное оформление — на любителя, согласен.

  8. xellir permalink

    Подброшу негативный отзыв — мне игра не понравилась ну совсем — дисбаланс страшный: Хищник с отбрасыванием хвоста бессмертен,, а сам может закушать кого угодно к примеру…некоторые способности бесполезны, а некоторые чересчур полезны. Оформление никакое — немного напоминает spore но именно немного…жетончиков мало, да и правила написаны бестолково…

    • Spore мне игра тоже напомнила :)
      Про нехватку жетонов упоминал. Очень было странно увидеть всего два желтых. Да и вообще всех жетонов в сумме маловато.

      А какие еще дырки в балансе обнаружились?

      Я пока больше всего недоволен цепочками взаимодействия. по которым еда передается. Норные существа тоже слишком хитры :)

      • xellir permalink

        к примеру способности мимикрия и топот практически бесполезны, а спяка и отбрасывание хвоста черезчур полезны. Дв и вобще с помощью хищников и паразитов к середине партии можно блокировать действия одного игрока полностью, при игре на двоих обычно на том игра и заканчивается…

        • Я «Эволюцию» в двоем так пока и не опробовал. Только втроем получалось играть (не будешь же третьего насильно гнать из-за стола со словами «Иди, иди… не знаю, пасьянсик там разложи…»).

          Но подозрения, что вдвоем оно может быть странно — сразу возникли :)

  9. “Для сравнительного примера, идеальный с моей точки зрения вариант упаковки карточной игры – Archaeology: The Card Game. Максимально компактная коробка, куда помещается разбитая на две стопки колода и буклет с правилами.

    Хотя, и у такого варианта наверняка найдутся недовольные – скажут: карты в протекторах в такой миниатюрный бокс уже могут не поместиться! Протекторов у меня нет – проверить не получилось. Ну да ладно, не будем отвлекаться от темы «Эволюции».”

    Нашлись. Проверено. Коробка Archaeology: The Card Game – неудачный пример хорошей коробки для хранения игры. При использовании даже самых подходящих протекторов для карт все равно с ними не закрывается. Тут как раз наоборот слишком уже компактная.

    Хотя сама игра Archaeology: The Card Game мне нравиться.

    Спасибо за отчет. Правда сначала прочел у Тапилина, если бы не начал там оставлять комментарий, не заметил что статья ваша. Стараюсь всегда переходить на первоисточник, это честнее на мой взгляд.

    • Я просто протекторы не использую совсем — не нравятся они мне категорически. Колода карт в них сразу «разбухает», тасовать сложнее становится, карты липнут одна к другой… В общем, как для меня — сплошные неудобства :)

      Я лучше буду «убивать» голые карты, но с удовольствием :)

      А у пана Тапилина, конечно, специфический подход к наполнению своего ресурса. Мастер копи-паста :)

      Я у него чужие статьи никогда не читаю, а всегда иду на первоисточник.

      • «Колода карт в них сразу «разбухает», тасовать сложнее становится, карты липнут одна к другой…»

        это, пардон, если использовать некачественные протекторы…
        используй тот же мейдей — практически не разбухает, скользят отлично…
        тот же Громокамень у меня — 500 карт в протекторах — места занимают очень не намного больше, да и когда стопки раскладывать начинаешь — то вполне соскальзывает даже в ней..

        • Ну буду в клубе, пощупаю!! :)

          • ну вот в воскресенье приходи..)) как раз Громокамень принесу…
            и Ласт Найт он Эрз.. со всеми допами.. )))

          • В воскресенье у моей жены день рожденья :) Ну никак не получится, эх.

          • ну и? как в протекторах? )

          • Хорошо, но жена категорически заявила, что без протектора — лучше!

            P.S. Гм… как-то двусмысленно ответил :))))))

          • без — оно то лучше.. )) но после затрепывания карт снова покупать тот же Громокамень за 40 у.е., как то не прет.. )))

          • А чисто интересно — за какой срок при активной игре карты истреплются в труху? Это не то, чтобы я предлагаю попробовать — просто любопытство :)

          • в первую очередь края карт истрепаются при активном шафлинге довольно быстро… сама то картинка долго будет еще боле-мене нормальной, а вот торцы карт — уже не фонтан (особенно когда при тасовке попадают под острым углом грани и счесывает край понемногу)..

          • кхм, куда то коменты края порезало..

          • Да, действительно странно порезало.

  10. Фан Evolution и Spore permalink

    Пожалуйста, boardgamesfan, выложи где-то сканы к игре!!!!!
    УМОЛЯЮ!!!!!!

  11. Grovaks permalink

    Сыграли уже раз 10…
    Так что некоторые замечания:

    Есть мнение, что уважаемый xellir неправильно читал правила. как раз отброс хвоста — достаточно плохое свойство для хищника (чтобы отбросить вост надо что-то отбросить! и главное — оппонент будет жрать еще раз..(лечит только от паразита, разве что. но паразит на аггресивного хищника — так себе идея.))
    Мимикрия и правда достаточно слабая, ….

    Что в игре ОЧЕНЬ ПЛОХИЕ это 2 вещи:
    1. подсчет очков — был изменен нами после 2й игры. указанный в правилах способ чудовищно наказывает человека, если при последней сдаче ему пришли плохие карты. и не важно что человек всю игру правильно играл и выигрывал. Мы заменили на : 1 очко за карту в graveyard и 2 очка за карту на столе. ну и 1 очко за карты в руке по желанию.

    2. Игра имеет следующий недостаток — если тебя целиком убили (не оставили существ на столе или оставили 1 без свойств) то шансов вернуться — т.е. занять какое либо место кроме последнего — практически нет. Пофиксили так: если у тебя в некий момент остается ноль существ — то раз за партию разрешается добрать руку до 6 карт.

    Еще из плохого — есть неясные взаимодействия (достаточно поломные) это, например, бегун и отброс хвоста. по правилами получается что сначала надо бросать 50% -а потом владелец может что то отбросить.

    Еще из домашних правил — кооперации срабатывают 1 раз при возможности взятии еды. т.е. хищник раздает по цепи кооперации по 1 единице а не по 2. И кооперации не являются поломом совершенно. как только они разрастаются — игрок который будет ходить первым банально делает убийцу (существо которое съест ключевое в цепи кооперации).

    Топотун — очень сложное свойство. много раз — решало. оно — между нами, при необходимости позволяет устраивать глодные года. (уточняю: обратите внимание — его можно применять КАЖДУЮ фазу вашего питания.). т.е. вы сокращаете запас еды не на 1 в ход, а на 2. если хотите, конечно.

  12. Всем привет! Мы сейчас работаем над разработкой онлайн версии игры.
    Игра доступна по адресу http://www.evolutionboard.com Игра, конечно, не идеальна, мы все время улучшаем и обновляем.
    Приглашаем всех любителей игры принять участие.

Trackbacks & Pingbacks

  1. Эволюция, Правильные игры, обзор, обзор игры : Настольный Дайджест
  2. Эволюция + Эволюция. Время летать | meeple

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: