Skip to content

Обзор Batt’l Kha’os

Июнь 9, 2010

Вообще-то, это должен был быть очередной кухонный видеообзор. Но, как говорится, не пошло — то ли жара повлияла, то ли настроение неудачное, то ли луна не в той фазе. Поэтому обзор будет иллюстрированным.

Итак, Batt’l Kha’os. Тактическая игра от Z-Man Games, рассчитанная на двоих (и только на двоих) участников. Одному отводится роль лидера людей, другому — командира орков. Каждый будет стараться захватить на игровом поле башни, за которые начисляются победные очки. Как это происходит?

Сама игра чуть менее чем полностью состоит из тайлов (см. выше), на которых нарисованы воины орков (синие фигурки) и людей (оранжевые). Тайлы последовательно, по одному (иногда в порядке исключения — по два, об этом чуть позже) выкладываются игроками на поле на каждом ходу. Выкладываются, конечно, не просто так, а вокруг башен:

Вот так выглядит начало игры. В центре стола располагается случайно вытащенная башня (их всего — восемь), к которой по очереди начинают «подбегать» (то есть, пристраиваться) войска. Довольно скоро башня оказывается окружена тайлами со всех сторон и тогда уже окончательно выясняется кому она досталась. Смотрим фото ниже:

Чтобы определить хозяина башни, надо подсчитать чьих воинов — орков или людей — на ее углах больше. Итак, угол №1, как видим, полностью захвачен людьми — в сумме пять воинов и ни одного воина орков. Угол №2 также завоеван людьми — три оранжевых воина против одного орка-смельчака. Угол №3 захватили орки — их четверо против троих людей. Угол №4 опять таки остался за людьми — их тут аж пятеро набросилось на единственного орка. Результаты отмечаются соответствующими флагами:

Три флага людей против одного флага орков — люди победили и захватили башню, заработав 2 победных очка (см. римскую цифру на центральном тайле башни). Но бывают — и не редко — ситуации, когда по итогам подсчета получается ничья. Скажем, углы башни могут быть захвачены поровну — два на два. Или игроки могут захватить по одному углу башни, а на других — войска просто перебьют друг друга (на углу оказывается равное количество воинов и с той, и с другой стороны — допустим, 4 орка против 4 людей).

В случае ничьей хозяин башни определяется, гм… типом башни. Если башня орочья — то в случае ничьей она отходит оркам. Если башня построена людьми — значит она достается людям. На фото выше башня — орочья (темная), соответственно, зеленокожие пацаны празднуют победу. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то не наберет 7 победных очков.

Башня орков (слева) и людей (справа)

Как на поле появляются новые башни? Очень просто — они лежат лицевой стороной вверх сбоку от игрового поля. На своем ходу игрок, вместо того чтобы выкладывать очередной тайл с воинами, может выбрать и поставить на желаемое место любой тайл с башней. При этом фактически действует единственное ограничение: нельзя ставить новую башню вплотную с уже существующей.

На фото выше — тайлы башен: они приносят разное количество очков и число воинов на них тоже разное. Как вы понимаете, выбирать и располагать новую башню надо с умом, чтобы и себе угодить, и противнику напакостить… При этом, пакостить можно не только располагая тайлы тем или иным образом — это было бы слишком просто. В игре есть так называемые power tokens — одноразовые токены, позволяющие выкидывать тактические трюки. Токен можно класть только на поставленный на текущем ходу тайл (и на одном тайле не может быть более одного токена)

Например, с помощью токена можно увеличить, а то и сразу удвоить количество ваших воинов на тайле, можно уничтожить вражеский тайл или запретить противнику на следующем ходу «подстраиваться» к помеченному вами квадрату поля. Один из токенов дает вам право класть на поле два тайла за один ход. Другой — позволяет забронировать на поле пока еще пустующее место для своего квадрата. И т.п. В общем, токены очень серьезно влияют на ход противостояния. Умелым их использованием можно обеспечить себе досрочную победу или «вытянуть» казалось бы проигранную партию.

Пример использования токена "+2 к воинам на тайле": люди (3+2) выигрывают у орков (тех четверо)

Внимательные читатели наверняка уже увидели, что на токены разделены на две группы — простая (basic) и продвинутая (advanced). Аdvanced-токены используются в игре по усложненным правилам, в ней же появляются и специальные тайлы поля, имеющие тот или иной эффект.

Вот, к примеру, храм — он увеличивает «стоимость» соседней башни до трех очков (вместо базовых двух, как на фото). Есть тайл, позволяющий по второму разу пускать в ход использованный токен. И т.д. У специальных тайлов вообще, скажем так, косвенные способности — они не так прямолинейны и сильны как эффекты токенов.

Это даже хорошо, потому что Batt’l Kha’os — игра и без того сложная и насыщенная. На каждом ходу у вас немало вариантов действий — если ставить тайл, то какой, куда и как его повернуть? А может быть, лучше поставить башню — но какую и опять же куда? Какие токены и когда лучше применить? — это тоже вопросик.

Партии жесткие, нередко война ведется на два, а то и три фронта (на две-три башни). Поскольку игроков всего двое каждая серьезная ошибка может стать роковой. Поэтому неудивительно, что партии частенько не доигрываются до конца — регулярно уже за несколько ходов до финала исход полностью предрешен.

Одновременно с этим Batt’l Kha’os довольно азартная. Партии быстрые, минут по 20 (30 — самый максимум). Играть интересно, хотя голова от напряженной тактической мысли может распухнуть :) Лучше не сильно напрягаться, иначе от обилий вариантов хода легко впасть в analysis paralysis.

Это что касается правил и общих впечатлений от игры… Теперь же другая информация по существу.

К качеству исполнения у меня претензий нет. Тайлы и токены — из плотного картона. Несколько сдержанное оформление (многим РС-игрокам напоминает WarCraft II) игре только на руку — ничего не отвлекает от анализа ситуации на поле.

Правила, как вы уже поняли, просты, быстро и легко объясняются. Компоненты совершенно языконезависимы — никаких надписей на них нет, а токены снабжены рисунками-подсказками.

Реиграбельность у Batt’l Kha’os отличная, а даунтайм зависит от характера играющих. С любителями скрупулезно просчитывать все на несколько ходов вперед я бы за стол не садился. Они, во-первых, будут затягивать партии, во-вторых, наверняка начнут жаловаться на противоречивое влияние фортуны, когда вы в конце своего хода случайно пополните свою руку очень удачным тайлом (на руке может быть три тайла максимум).

Моя единственная претензия к в общем-то отличной Batt’l Kha’os — внутреннее обустройство коробки:

В ней нет никаких разделителей, и содержимое легко перемешивается. Что мешает издателю вложить в коробку пяток дешевых пакетиков для организации и сортировки компонентов — непонятно.

Ах и да — совсем забыл упомянуть о размерах коробки. По фото выше габариты оценить трудно, зато это можно попробовать сделать с помощью вот этого снимка. Коробка на заднем плане, рядом с ней удобно разместилась упаковка Pocket Battles.

Картинка взята с сайта BoardGameGeek

Реклама

From → Обзоры

14 комментариев
  1. :)
    Отличный обзор, спасибо.
    Давно на нее посматриваю. В первую очередь, как очередного кандидата для пНп. :)
    Останавливает только то, что фетнезийная тема. Тема, лично мне — приятна, а вот супруге — скорее нет :)
    Отсюда опасения по поводу частоты появления на столе :)

    • Да не за что :)

      Да в пНп варианте должно хорошо получится. Все компоненты простые.

      Моя жена, к слову, фентези не очень жалует, но в Batt’l Kha’os играет с удовольствием — она все-таки достаточно абстрактна. Да и на любимый семейный «Каркассон» похожа механикой выкладывания тайлов на стол.

  2. Мне, кстати, игра напоминает игру в точки, если знаете такая игра, когда задача игроков обвести на бумаге точки соперника. Сколько же лекций за ней провел ))
    Классный обзор! При следующем заказе планирую купить себе Batt’l Kha’os.

  3. Замечательный обзор. Прочитал с интересом (давно у мну такого не случалось). Единственное, эээ…, было бы неплохо к коробке или тайлам положить рядом что-нибудь для соизмерения масштаба.

  4. Отличный обзор, раньше не обращал на нее внимания..

    • Я до поры до времени о ней тоже не слышал — хотя и заходил на сайт Z-Man Games, просматривать каталог. Но Batt’l Kha’os даже не бросалась в глаза.

      А потом сыграл в нее раз и понял, что обязательно стоит ней пополнить коллекцию.

      • Гм, а я влюбился в игру с первого взгляда. И как только вышла, тут же разжился экземплярчиком. Из абстрактных стратегий на двоих пока самая любимая.

        • Я просто настолками активно не так уж давно интересуюсь — поэтому у меня глаза все еще разбегаются, и пропустить разные интересные штуки довольно легко. Особенно, если они не на слуху.

  5. dima3103 permalink

    Отличный обзор )) Автору большое спасибо ))) Тоже давно присматриваюсь ))

Trackbacks & Pingbacks

  1. Batt’l Kha’os, Eric Hanuise, Frederic Moyersoen, Z-Man Games, обзор, обзор игры : Настольный Дайджест

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: